Суббота, 27.04.2024, 04:28
Приветствую Вас Гость

Творческая мастерская

Меню сайта
Получите БЕСПЛАТНО!
Категории каталога
Главная » Статьи » Электронные книги

Melodyne: мелодия из ничего
Возможно, вы слышали примерно такую байку. Идет сеанс записи в студии. У музыкантов работа не клеится. Не попадают в ноты, не вовремя вступают.… В конце концов, звукорежиссер восклицает: "Сыграйте хроматическую гамму, а остальное я сам смонтирую". Есть и другой вариант этой же истории: записывается горе-певец, и дело кончается тем, что его просят озвучить в микрофон по отдельности все буквы алфавита.… Еще несколько лет назад это можно было бы считать всего лишь профессиональным анекдотом, в котором воспевалось мастерство работников студий и, конечно, существенно преувеличивались их возможности. Однако прогресс не стоит на месте. Теперь не только специалистам, но и любителям доступны программы, способные и подправить фальшиво взятые ноты, и создать композицию любой сложности из единственного сыгранного, спетого или даже просто произнесенного звука.

Melodyne - как работать в этой чудо-программе вы узнаете из книги на русском языке. Книга в электронном формате, удобная навигация, подробно об инструментах программы. Скачать книгу-мануал

Программа Melodyne разработана немецкой компанией Celemony Software GmbH (http://www.celemony.com). По существу Melodyne представляет собой специализированный звуковой редактор. В нем, как и в других редакторах, записанный звук отображается в виде сигналограмм (волновых форм). Сигналограммы (а значит, и соответствующие им звуковые данные) можно разрезать, удалять, копировать, переносить с места на место, монтируя их последовательно на одном треке или параллельно на нескольких треках. А еще можно изменять высоту тона всей партии или отдельных ее фрагментов, а также изменять продолжительность звуковых событий, растягивая или сжимая их во времени.

Ничего необычного в перечисленных возможностях нет. На такое способны и универсальные звуковые редакторы (например, Adobe Audition) и виртуальные студии Cubase CX. В частности, практически в любой программе для работы со звуком пользователю доступны функции pitch shift (сдвиг высоты тона) и time stretch (масштабирование во времени фрагментов фонограммы) Отличительная особенность Melodyne заключается в том, что программа максимально приспособлена для решения двух основных задач - редактирования мелодии и создания мелодии на основе нескольких заранее записанных произвольных базовых звуков (в пределе - на основе единственного звука). В самом названии программы содержится намек на то, что она является инструментом для работы именно с мелодией.

Фальшивят все

Мелодия, как известно, исполняется либо на музыкальном инструменте, либо голосом певца. В любом случае исполнение редко бывает идеальным. И вокалист, и инструменталист могут не совсем точно интонировать (попросту говоря, могут фальшивить), не вовремя начинать и завершать исполнение нот. Особенно серьезной эта проблема стала в эпоху компьютерной работы с музыкой, когда в творческий процесс включились и такие люди, которые не умеют не только петь, но и играть в реальном времени хотя бы на части из тех музыкальных инструментов, что стали широкодоступными в виде виртуальных аналогов. В мелодии можно выделить два аспекта: звуковысотное положение элементов мелодии и ее ритмическую структуру, т. е. темп исполнения и порядок чередование звуков и пауз определенной длительности. И все это может быть предметом компьютерного редактирования.

Представьте себе, что вы работаете с записанной мелодией в универсальном звуковом редакторе, например, в том же Adobe Audition. Мощнейшая программа, но и она не способна избавить вас от мучительного труда. Первым делом вам нужно будет разделить мелодию на элементарные фрагменты: визуально по сигналограмме и на слух определить положение границ между отдельными нотами (слогами в песне и звуками в инструментальной партии). Перед нарезкой фрагментов нужно уточнить положение точек деления, переместив их в те позиции, в которых звуковая волна пересекает нулевой уровень. Если не сделать этого, то в разрезанной и отредактированной фонограмме появятся щелчки. Затем следует на слух оценить, правильна ли высота тона каждого из элементов, и в случае необходимости сдвинуть ее на некоторое количество полутонов и центов (сотых долей полутона) вверх или вниз. И, наконец, придется подстроить положение фрагментов мелодии во времени. Работа ручная, кропотливая, длительная. Такая технология при всей ее развитости и сложности позволяет исправить не все типы погрешностей исполнения.

А как обстоит дело, если в качестве инструмента редактирования мелодии выбрана программа Melodyne? Прежде всего, Melodyne берет на себя самые трудоемкие из перечисленных операций. А то, что программа не в состоянии выполнить автоматически, она, конечно, оставляет на долю пользователя, но при этом оказывает ему всевозможную помощь. Попробуем разобраться в этом разделении творческого и рутинного труда. Звуковой файл, содержащий редактируемую мелодию, вы можете записать и непосредственно в Melodyne, но лучше сделать это в каком-либо другом редакторе, сохранить файл в формате WAV и затем открыть его в Melodyne.

Дело в том, что в Melodyne, во-первых, нет необходимых средств подготовки звука к распознаванию мелодии (в частности, не реализованы процедуры шумоподавления). Во-вторых, здесь не очень удобные, грубые измерители (точнее даже - индикаторы) уровня сигнала. Поэтому оптимальный уровень подобрать трудно, следовательно, высока вероятность возникновения перегрузки, а, значит, и искажений. Объектом применения Melodyne является одноголосная партия. Сведенные полифонические композиции не обрабатываются, так как в аккордах очень трудно распознать высоту тона определенного голоса. На такой подвиг компьютерные программы пока не способны. Правда, на параллельных треках в Melodyne наряду с обрабатываемой мелодической партией могут располагаться еще несколько одноголосных партий или сведенный в один трек многоголосный аккомпанемент.

В последнем случае работать с мелодией, конечно, удобнее. Звук должен быть записан насколько возможно "сухим" (желательно выполнять запись в заглушенном помещении). Дело в том, что естественная реверберация может создать эффект полифонического звучания даже единственного голоса. Разумеется, применять эффекты наподобие реверберации, хоруса и дилэя к звуковым данным, которые только еще предстоит обработать Melodyne, нельзя.

А вот что можно и даже нужно предварительно сделать, так это избавиться от шума в паузах и явных огрехов, допущенных во время исполнения партии (типа покашливания, шелеста). Если не позаботиться об этом, то в дальнейшем возникнут неточности в определении границ отдельных звуков и будут наблюдаться случаи ложного обнаружения нот.

Более подробно о работе с программой - в электронной книге. Скачайте бесплатно и ознакомьтесь

Сама программа Melodyne версии 3.0 находится здесь. Лекарство в архиве.
Категория: Электронные книги | Добавил: igorkozlov (22.02.2009)

Просмотров: 2452 | Рейтинг: 5.0/3 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]